Unisender Продвинутые функции сервиса со скидкой 30% при оплате годового тарифа СТАНДАРТ Получите скидку 30% на покупку годового тарифа СТАНДАРТ Unisender Активировать Закрыть Словарь Unisender * Возможности o Email рассылка + Создание письма + Триггерные письма + Бесплатные шаблоны + Транзакционные письма + Форма подписки + Email валидатор + Сегментация базы + Интеграция + Аналитика + API + A/B тесты + Все возможности o Чат-боты + Чат-боты в Telegram o Лендинги o SMS рассылка o Viber рассылка * Цены * Услуги * Полезное o База знаний o Словарь o Бесплатные инструменты * О нас o О компании o Отзывы o Контакты o Вакансии o Партнерам * Блог * Школа * Зарегистрироваться * Войти * Войти * Зарегистрироваться ... Главная / Словарь / PEST-анализ Найти: 06.04.2021 12 мин 35162 Стратегия PEST-анализ Одобренно экспертом PEST-анализ Какие факторы оценивают <#anchor-1> Зачем проводить PEST-анализ <#anchor-2> Как выполнить PEST-анализ <#anchor-3> Преимущества и ограничения <#anchor-4> Главные мысли <#anchor-5> Ярослав Смирнов, директор по маркетингу Комплето Эксперт статьи Ярослав Смирнов Директор по маркетингу B2B Digital агентства «Комплето» Автор статьи Натали Азаренко *PEST-анализ* — это маркетинговый инструмент для долгосрочного планирования в бизнесе, который позволяет учесть влияние факторов окружающей среды. Прогнозирование последствий такого влияния помогает принимать обоснованные решения, минимизировать ошибки. Изучаете маркетинг? Не забудьте про рассылки — они снова в тренде В Unisender есть все для рассылок: можно создавать и отправлять клиентам письма и SMS, настроить чат-бота и делать рассылки в Telegram и даже собрать простой лендинг для пополнения базы контактов. Попробовать бесплатно Unisender Методику используют, чтобы изучить потенциальный рынок при выводе нового продукта, для оценки основных тенденций, а также для выявления рисков и возможностей. Аббревиатуру образуют четыре английских слова: * P — Politics (политика). * E — Economics (экономика). * S — Socio-culture (социум-культура). * T — Technology (технологии). Автор анализа — профессор Гарвардского университета Фрэнсис Агилар. Ещё в 1967 году он придумал инструмент сканирования макросреды и назвал его ETPS. Под этим названием метод вошёл в книгу «Сканирование деловой среды» . Позже для упрощения произношения название изменили на PEST. Иногда метод называют STEP-анализом — от перемены мест факторов суть инструмента не меняется. В некоторых случаях методику дополняют иными факторами, имеющими значение для конкретного предприятия. Например, анализ PESTEL — это PEST-анализ, расширенный факторами Ecological (экология) и Legal (право). При добавлении фактора Industry analysis (отраслевой анализ рынка) получается PESTELI-анализ. А метод LONGPEST-анализа вытекает из выполнения PEST-анализа на разных уровнях— Local (локальном) + National (национальном) + Global (глобальном). PEST-анализ – самый высокий уровень маркетингового анализа, который предполагает изучение общерыночных факторов и тенденций. К PEST-анализу прибегают для принятия самых важных стратегических решений, от которых зависит успех компании – вывод новых продуктов, открытие национальных и региональных представительств, смена стратегии. Ярослав Смирнов Ярослав Смирнов Директор по маркетингу B2B Digital агентства «Комплето» <#anchor-1>Какие факторы оценивают Перечисленные внешние факторы закономерно выбраны основополагающими признаками макросреды. Вместе они создают helicopter view — «взгляд орла», или всестороннюю оценку положения компании на рынке. Рассмотрим более подробно, что именно изучают в процессе исследования. Политические факторы Политическая обстановка оказывает весомое влияние на состояние бизнес-среды. Один новый закон может обеспечить дополнительные возможности либо ограничить перспективы работы. Поэтому при PEST-анализе изучают: * общемировую политическую ситуацию (сотрудничество и противостояние стран, санкции, льготы); * внешнюю политику государства, под чьей юрисдикцией находится компания; * внутреннюю государственную и налоговую политику; * степень влияния государства на конкретную отрасль; * наличие законодательных послаблений, субсидирования или поддержки; * нюансы межгосударственных соглашений. Примеры вопросов: * Когда состоятся очередные выборы в местные, региональные или общенациональные органы власти; как это может изменить региональную или государственную политику? * Могут ли какие-либо ожидаемые законодательные или налоговые изменения повлиять на работу компании положительно или отрицательно? * Как государство относится к корпоративной политике, корпоративной социальной ответственности, экологическим вопросам, законодательству о защите прав потребителей; может ли это повлиять на компанию? * Насколько в стране развито право собственности и главенство закона, как распространена коррупция, организованная преступность, как это может отразиться на компании? Экономические факторы Оценка экономики особенно важна для прогнозирования финансового состояния компании. К основным сферам анализа относят: * уровень инфляции, динамику ВВП; * ключевую ставку и изменение курса рубля; * динамику доходов населения и безработицы; * динамику смежных рынков, текущий уровень конкуренции; * возможности налоговых льгот в определенной отрасли. Примеры вопросов: * Каково нынешнее состояние экономики: она растёт, снижается или стагнирует? * Насколько стабильны основные курсы валют, есть ли тенденция к их изменению? * Повышаются или снижаются доходы потенциальных клиентов? * Есть ли у покупателей и партнёров доступ к кредитам? Социально-культурные факторы В данной категории оценивают: * уровень жизни населения, обычаи, общие традиции; * демографические критерии (показатели рождаемости и смертности, среднестатистический возраст населения); * уровень образования, зарплатные ожидания, трудоспособность; * социальные потребности населения. Примеры вопросов: * Может ли смена взглядов поколений повлиять на развитие компании? * Каков уровень образования, здоровья, социальной мобильности общества? * Каков текущий возрастной состав населения, насколько быстро оно растёт? * Какие социальные установки или запреты способны влиять на бизнес? * Насколько сильное влияние на население оказывают религиозные убеждения? Технологические факторы Влияние технологических факторов сказывается на всех сферах деятельности. Сила воздействия зависит от конкретной ниши, однако при PEST-анализе обязательно исследуют: * наличие инновационных технологий; * состояние патентного законодательства; * силу влияния различных технологий на конкретную отрасль; * затраты конкурентов на научно-исследовательскую деятельность. Примеры вопросов: * Существуют ли какие-либо новые технологии, которые можно применить? * Ожидается ли появление технологий, которые могут кардинально изменить конкретный вид деятельности? * Используют ли конкуренты какие-нибудь технологические «фишки», которые дают им преимущество? <#anchor-2>Зачем проводить PEST-анализ Эта методика — инструмент долгосрочного планирования стратегии предприятия. Период прогнозирования равен 3-10 годам с ежегодной корректировкой. PEST-анализ предполагает выявление значимых внешних факторов, их анализ, оценку воздействия и разработку стратегии, которая наиболее полно отвечает сделанным прогнозам о влиянии внешнего окружения. PEST-анализ незаменим, потому что: * выявляет возможности и вероятные угрозы; * указывает на тенденции в деловой среде, что помогает не «плыть против течения»; * предотвращает проекты, для которых высока вероятность краха вне зависимости от действий компании; * формирует объективное представление о среде при выходе на незнакомые рынки либо в новые ниши. Основная причина, для чего используется данная методика, — объективная оценка возможностей предприятия и перспектив его развития. Небольшой стартап может себе позволить интуитивные решения, обусловленные личным представлением об окружающей обстановке. А вот для среднего и крупного бизнеса отсутствие чёткого понимания внешней ситуации может обернуться провалом. Малым и средним компаниям свойственно недооценивать влияние общерыночной конъюнктуры на результаты бизнеса. При этом негативная рыночная среда, отсутствие экономического роста, политические и социальные барьеры могут свести на нет рентабельность инвестиционного проекта. В таких случаях PEST-анализ позволяет избежать больших потерь и отказаться от слишком рискованных инициатив. Ярослав Смирнов Ярослав Смирнов Директор по маркетингу B2B Digital агентства «Комплето» <#anchor-3>Как выполнить PEST-анализ *Шаг 1. Определите **внешние* *факторы**, которые влияют на деятельность и доход компании. *У каждой компании получится свой перечень. В качестве основы можно использовать следующий список. Варианты факторов влияния. Пример факторов для проведения PEST-анализа *Шаг 2. Соберите данные о состоянии каждого фактора. *Для сбора первичной информации используйте отчёты аналитических агентств, маркетинговые исследования, специализированную литературу, интернет, СМИ. *Шаг 3.* *Составьте сводную таблицу*, указав в ней значимые факторы влияния. Образец таблицы. *Шаг 4. Оцените уровень влияния каждого фактора.* Используйте шкалу от 1 до 3 баллов, где * 1 — воздействие незначительно и почти не сказывается на результатах деятельности; * 2 — имеет значение лишь при серьезном изменении; * 3 — малейшее колебание сильно отразится на предприятии. *Шаг 5. Оцените вероятность изменения факторов* *по шкале от 1 до 5*. Например, для оценки уровня инфляции: * не изменится — 1; * возможно изменится — 2; * вырастет незначительно — 3; * вырастет ощутимо — 4; * очень сильно вырастет — 5. Важно не просто оценить фактор в моменте, а спрогнозировать его состояние в ближайшие годы. Желательно сформулировать основополагающие тенденции, позитивные и негативные, на несколько лет вперёд. Такой подход поможет сформировать план развития компании, а также выявить наиболее важные факторы и вероятные риски. *Шаг 6. Определите оценку вероятного изменения по каждому фактору. *Высчитайте оценку, которая покажет действительную важность фактора и необходимость его мониторинга, по формуле: /Влияние фактора ÷ сумма влияний × средняя экспертная оценка/ Для политического фактора №1 получим: /1 ÷ 16 × 4,2 = 0,26/ Пример заполненной таблицы. *Шаг 7. Приведите вычисления в матричный вид, расположив факторы по убыванию. *Чем выше рассчитанный показатель, тем большего внимания требует фактор. Пример матричного отображения факторов влияния. *Шаг 8. Сделайте выводы.* Определите вероятные изменения, которые могут оказать влияние на деятельность компании, и разработайте меры, чтобы снизить негативное воздействие внешней среды. Занесите результаты в таблицу. Заполненная строка в таблице анализа факторов <#anchor-4>Преимущества и ограничения PEST-анализ помогает: * изучить настоящее и будущее положение компании; * создать стратегию, эффективную в долгосрочной перспективе; * выявить возможные угрозы и риски; * определить привлекательные возможности для развития. Однако важно учитывать, что практически любой из факторов способен быстро поменяться. К примеру, внешняя политика государства может кардинально измениться из-за досрочной смены власти, и ранее сделанные прогнозы окажутся неуместны. Кроме того, оценка отдельных факторы может оказаться недостаточно точной, поскольку основана на предположениях, а также субъективном мнении. Поэтому в процессе сбора данных необходимо тщательно перепроверять источники. Периодически следует мониторить факторы, сравнивать сделанные прогнозы с текущей ситуацией, корректировать стратегию. PEST-анализ помогает выявить политические, экономические, социально-культурные и технологические факторы, воздействующие на определенное предприятие. Результаты анализа можно использовать для понимания общей картины бизнес-среды, более детального планирования, поиска новых возможностей, минимизации рисков. Главные мысли PEST-анализ это Вы нашли ответ? What’s your Reaction? 163 58 Точка безубыточности Омниканальность Свежие статьи: Геомаркетинг 11 15.02.2024 15 классных примеров мерча от российских брендов из разных ниш 87 15.02.2024 Что такое G2C 6 14.02.2024 5 ошибок при маркировке рекламных материалов 164 14.02.2024 Как просто и безопасно переслать большой файл 84923 14.02.2024 Что такое охваты 107 13.02.2024 Ищут чаще всего: Пирамида потребностей Маслоу 146265 380 Домен 114263 226 Сторителлинг 94045 411 Арбитраж трафика 51933 ABC-анализ 87352 165 Консалтинг 67057 168 СПИН-продажи 58469 156 Ошибка 404 67017 50 Разделы словаря Общие термины Стратегия Email-маркетинг Реклама Продажи Сайт/веб-аналитика SMM SEO Контент-маркетинг Брендинг PR Профессии Простое решение для ваших рассылок Отправляйте письма клиентам или авторские рассылки. За отдельную плату или всем желающим. Обучайте, делитесь мыслями и продавайте. Попробовать бесплатно Первое письмо будет готово уже через 15 минут Unisender UNISENDER * О нас * Контакты * Реквизиты * Партнёрам * Отзывы * Вакансии * Карта сайта Информация * Школа * База знаний * Словарь * Техподдержка Компания * Правила пользования * Антиспам-политика * Политика конфиденциальности * Политика cookie * Политика возврата средств * Защита персональных данных Инструменты * Конструктор писем * Валидатор email * Автоматизация * Сводная статистика * Интеграции * Пробная версия конструктора Блог * Читать * Редакция * Реклама и сотрудничество Техподдержка * support@unisender.com Russia *8 (800) 551-68-22 * * Russia *8 (800) 551-68-22 * * Belarus *+375 (17) 388-05-09 * vk youtube Участник Сколково © 2008–2024 Unisender /✓ / Спасибо, ждите письмо. Проверяйте почту - письмо придет в течение 5 минут (обычно мгновенно).